Гончаренко: Госсельхозинспекция не должна быть «тормозом»

Гончаренко: Если темпы злоупотреблений не будут снижены, все возможности украинских черноземов останутся лишь воспоминаниемПо оценкам экспертов, именно аграрный сектор может обеспечить Украине статус крупного игрока на международном рынке. Однако для расширения объемов и географии импорта и тем более для соответствия запросам потребителей внутри страны необходимо сохранить стандарты качества и восстановить доверие к самой системе оценки. О нынешней ситуации и перспективах в этом вопросе – беседа с новым главой Госсельхозинспекции Владиславом Гончаренко.

Полномочия Госсельхозинспекции касаются очень широкого круга вопросов, фактически пересекаясь со всеми ключевыми отраслями отечественной экономики. В то же время ее деятельность остается не до конца понятной. Под какие задачи создавалась инспекция? Чем была вызвана необходимость?

- Инспекция появилась путем объединения в рамках административной реформы 12 инспекционных служб в сельском хозяйстве. Это был прогрессивный шаг, поскольку впоследствии удалось максимально сократить количество разрешительных документов, упростить ряд процедур. Таким образом, по решению Президента был фактически модернизирован механизм государственного контроля в аграрном комплексе.

Обратите внимание, что в странах Западной Европы агропроизводитель сам заинтересован в подтверждении качества своего товара и долгосрочной репутации. Естественно, производитель и продавец подтверждают качество и обеспечивают его не только на бумаге. У нас, к сожалению, не всегда так, иногда сертификаты просто подделывают.

Так, например, только за первые 11 дней текущего месяца было выявлено 12 нарушений по фальсификации сертификатов качества зерна. Это те случаи, когда один и тот же сертификат использовался в документации на продукцию неподтвержденного  качества.

Вы были назначены главой Госсельхозинспекции в сентябре 2013 года, именно тогда, когда вокруг нее велось немало дискуссий…

- Не знаю, какие именно дискуссии Вы имеете ввиду, но тот, кто заинтересован зарабатывать, продавая сомнительный товар, тот, естественно, будет недоволен намерением государства проверить качество и защитить потребителя.

В то же время, безусловно, и наши подходы должны быть современными. Сегодня скорость обновления процессов в мире настолько высока, что и органы власти, и бизнес, и образовательные системы должны все время находиться в поиске новых, более эффективных решений. Поэтому я сторонник того, чтобы в Сельхозинспекции были внедрены все лучшие практики и подходы, которые позволят защитить потребителя и одновременно дать дополнительную возможность еще быстрее развиваться бизнесу в аграрной сфере. Именно сейчас инспекция должна стать лоббистом интересов участников аграрного рынка, а не рычагом торможения. Только при такой позиции возможно выполнение задач Президента Украины Виктора Януковича по дерегуляции.

С чего начнете?

- С этого и планирую начать: с обеспечения прозрачности работы инспекции, внедрения концепции «помогать, а не мешать бизнесу», поиска и внедрения наиболее эффективных методов оценки качества зерна, семян, земли и других ресурсов.

В тактическом плане действенным механизмом является переориентация инспекции на работу в поле. Пока инспекция работает таким образом, что некачественная продукция обнаруживается уже после сбора урожая. То есть контроль качества уже собранного урожая малоэффективен. Существуют сложности, например, с утилизацией некачественной продукции. Допустим, инспекция зафиксировала факт несоответствия продукции стандартам, и вот после этого начинается целая «война», так как производитель уже потратил деньги и хочет любой ценой продать свой товар. Мы же не имеем механизмов оперативной утилизации.  Тут тоже необходимо искать решения, так как, уверен, есть возможность объединить интересы потребителя и сельхозпроизводителя, который, надо помнить, имеет статус налогоплательщика.

Есть инициативы по отмене государственной сертификации. И уже сейчас некоторые организации заявляют, что это может отразиться на качестве сельхозпродукции и стать проблемой для небольших сельхозпроизводителей, которым крайне сложно будет получить кредитные средства под залог зерна. Ваш комментарий по этому поводу.

- Должность главы инспекции не политическая, а функциональная, поэтому давать оценки законодательным инициативам считаю некорректным. Структура рынка сельхозпроизводителей свидетельствует, что учитывать интересы небольших участников чрезвычайно важно, ведь они являются базисом и фактором сохранения  сельской инфраструктуры. О сложностях при отмене сертификации зерноскладов, а именно – о привязке сертификации к реестру складских документов и выдаче складских свидетельств, говорили на встрече со мной и члены Американской торговой палаты.

Но, повторюсь, задачи инспекции функциональны, законодателю виднее, как развивать отечественную экономику.

Насколько все-таки эффективна система контроля качества сельхозпродукции? Для потребителя в первую очередь?

- В ней есть что модернизировать. Хотя бы, как уже было сказано, систему обнаружения некачественной продукции уже после сбора урожая. Одно из необходимых условий – закон об экологически безопасной продукции.

Кроме того, целесообразно структурировать лабораторный контроль. Имея лаборатории соответствующего уровня, производители могут проводить проверку сами. Однако полевое инспектирование, на мой взгляд, должны выполнять представители государства. Таким образом будет создан баланс: ответственность производителя, но правила игры устанавливает государство. Мы не говорим о тотальном контроле, только о выборочных проверках. Причем небольших хозяйств – 1 раз в 3-5 лет.

Сегодня инспекция насчитывает 37 зерновые лаборатории, 13 из них – припортовые, 7  – с полным оснащением по проверке количественного состава ГМО.  Все зерновые лаборатории обеспечены современным оборудованием, персонал прошел соответствующее обучение и получил документы международного образца. Однако нередко сельхозпроизводитель обращается в частные лаборатории, которые потом все-таки передают материал нам. Тут тоже есть с чем разбираться.

Неоднократно поднималась проблема уничтожения плодородных земель в результате бесконтрольного засева технических культур. Есть ли ее решение?

- Проблема, конечно, колоссальная, много сказано на эту тему, но все же напомню пару цифр: формирование одного сантиметра гумусного горизонта длится 100 лет, а уничтожить его можно за 10. Если темпы злоупотреблений не будут снижены, все возможности украинских черноземов останутся лишь воспоминанием в отечественной художественной литературе. МинАПК разрабатывает предложения по совершенствованию ведения агрохимических паспортов к договорам аренды. Мы тоже участвуем в этом процессе. Такой паспорт есть, но показатели качества почвы указываются только в начале и в конце срока аренды, а это не дает полной картины. Мы предложили снимать контрольные показатели, например, 1 раз в 4 года и в дальнейшем отработать механизм, при котором арендатор либо стимулируется за качественные подходы, либо наказывается финансово, если он истощает почву.

А относительно качества семян?

- Если мы контролируем качество почв, то должны понимать, что мы сеем, какая последовательность выращивания тех или иных культур, какие тенденции существуют на этом рынке. Украина может претендовать по крайней мере на 80 млн. тонн валового сбора зерна в год, и в первую очередь результат зависит от качества подготовки почвы и качества семян.

Отдельный пример по виноградарству. Юг Украины и Крым по климату подходят для выращивания винограда. Сейчас резко возрастает рынок вина и доминировать на нем начинают многие страны, так называемого, Нового света. В Украине последние годы наблюдается тенденция к сокращению площади виноградников, хотя и увеличивается их урожайность. Но, как показывает анализ рынка, украинских качественных вин очень мало в магазинах. В стране работает около 140 предприятий первичного виноделия. За качество их продукции также необходимо отвечать, поэтому мы сейчас предлагаем Верховной Раде внести изменения в законодательство, которые позволят все-таки контролировать  сегмент первичного виноделия. Вопрос очень деликатный, потому что эту нашу работу каждый гражданин Украины чувствует, печенью, желудком или поджелудочной.

Источник:  Комментарии

Написать ответ

+