Вклад агробизнеса в экономику страны гораздо больше, чем сумма господдержки отрасли

Тяжелые погодные условия этого года не помешали агробизнесу оказать стабилизирующее влияние на экономику. За 10 месяцев 2012-го экспорт продукции АПК достиг $14 млрд, а позитивное сальдо внешней торговли превысило $8 млрд, по итогам года мы ожидаем $10 млрд. Это очень показательно на фоне общего негативного сальдо внешней торговли. Агропромышленный комплекс становится балансирующим фактором для макроэкономических показателей, национальной экономики и валютного рынка. Так, кстати, было и при предыдущей волне кризиса в 2008-2009 гг.
Но пока это похоже на игру в одни ворота.

Ценные льготы

Государство закладывает механизмы поддержки отрасли, и они достаточно эффективны. В частности, в хозяйствах населения наметилась тенденция к стабилизации количества поголовья и объемов производства молока, в том числе – благодаря программе дотаций, которые эти хозяйства получают.

Но, к сожалению, многое зависит не от наличия таких программ, а от их реализации. В настоящее время важнее, насколько оперативно осуществляются платежи, а они идут, мягко говоря, с задержкой. На казначейском счете деньги лежат, платежки по областям подаются, а финансирование не идет. В принципе, такая практика – запустить машину выделения дотаций, условно говоря, 20 декабря, а затем «не успеть» до конца календарного года – это классика для Украины. Но масштабы этой «классики» в нынешнем году гораздо больше, чем годом ранее.

Еще больше тревожат попытки глобальной ревизии системы льгот агропромышленного комплекса. В частности, речь идет о концепции налоговой реформы, разработанной Государственной налоговой службой, которая предусматривает полное упразднение льгот по налогу на добавленную стоимость и серьезное урезание фиксированного сельскохозяйственного налога.

Эти новации будут стоить агропромышленному комплексу около 15 млрд грн. поступлений. В этом случае значительная часть аграрных предприятий в Украине станут убыточными. Остается надеяться, что налоговая учтет степень влияния аграрной отрасли на экономку и не станет ухудшать условия работы «донора».

Нематериальная поддержка

Не все сводится к деньгам. Аграрную отрасль можно поддержать, не создавая проблем и помогая в решении существующих. Яркий пример – отсутствие вагонов для перевозки зерна у госмонополиста. По нашим оценкам, в настоящее время большинство компаний могут получить только половину от необходимого количества вагонов по тем заявкам, которые они подают в «Укрзалізницю». Соответственно, перед ними встал очень трудный вопрос – как выполнять контракты, и еще более тяжелый вопрос – как дальше планировать свою работу и производить агропродукцию ввиду нарастающих проблем с логистикой.

Особенно остро эта проблема сказалась на масложировом комплексе, где вагоны-зерновозы используются для перевозки шрота. Если вы не можете вывозить шрот – вы не можете производить подсолнечное масло, на которое приходится значительная доля экспортных поступлений от внешней торговли продукцией АПК. Понятно, что этот парк нужно распределить таким образом, чтобы дело не доходило до закрытия предприятий, которые производят подсолнечное масло.

Если еще несколько лет назад парк зерновозов был больше 10 000 т, а производство зерна – 35 млн т, то сейчас производство зерна – 48-50 млн т, а парк зерновозов – 8500. А ведь мы хотим выращивать урожай в 80 млн т. Так давайте сначала поймем масштаб проблемы. Чем мы это все зерно возить будем?

Конечно, вопрос дефицита можно решить путем увеличения эффективности «Укрзалізниці» и элеваторов. Однако это можно делать только до определенного момента, но не решить проблему глобально. Палочкой-выручалочкой может стать использование рек для транспортировки зерна в порты, но это тоже не панацея, так как водные артерии расположены недостаточно густо. А если везти на автомобиле 500 км, а потом еще 200 км по реке – тогда однозначно целесообразнее сразу на «Укрзалізницю» отгружать.

Выхода всего два, и оба они требуют усилий со стороны государства. Или закупить зерновозы, или сформировать на законодательном уровне условия, которые будут стимулировать создание собственного вагонного парка компаниями. К сожалению, пока ни то, ни другое не происходит.

В следующем году, я думаю, в АПК будет «плюс». Пока есть все предпосылки отыграть падение – состояние посевов озимых значительно лучше, чем в 2011 г., и есть надежда, что погода не будет настолько жесткой, какой она была в прошлом году. Хочется надеяться, что сальдо вклада АПК в экономику страны и поддержки отрасли на госуровне также перестанет быть отрицательным.

Источник: Forbes, фото — Imago/Global Look

 

Написать ответ

+