Экспорт украинской пшеницы в Китай – зачем и для кого?

Еще никто ни слова не слышал о предоставлении Китаем первого транша трехмиллиардного кредита в развитие отечественного сельского хозяйства, зато с каждым днем все больше разговоров о его погашении поставками в Поднебесную украинской кукурузы.

Пока Киев и Пекин находились на стадии согласования фитосанитарных требований к нашей зерновой, перспективы экспорта казались далекими и туманными. Но вот 12 ноября Минагрополитики сообщило о подписании соответствующего фитосанитарного протокола, и тогда же глава аграрного ведомства призвал трейдеров определиться с собственными возможностями по поставкам кукурузы в рамках предоставленной Китаем для Украины квоты в объеме 5 млн. т.

Однако, тогда же другое аграрное министерство, на этот раз МСХ США, опубликовало собственную оценку потребности Китая в импортной кукурузе на текущий сезон, определив ее в 2 млн. т. Более того, согласно прогнозу USDA, китайцы вскоре вообще перестанут нуждаться во ввозе этой зерновой, поскольку сами ударными темпами наращивают ее производство.

В связи с этим возникло первое недоразумение, и Украинская зерновая ассоциация обратилась к министру аграрной политики Николаю Присяжнюку с просьбой собрать совещание, на котором все же предметно объяснить, о каком объеме текущего экспорта украинской кукурузы в Китай идет речь – 5 или 2 миллионах, и каковы дальнейшие перспективы.

Министерство просьбу игнорировать не стало, и в прошлую пятницу такое совещание состоялось. Правда, говорили на нем преимущественно о возможностях по экспорту пшеницы, однако и вопрос по кукурузе также был частично освещен. В частности, Николай Присяжнюк подтвердил, что речь все же пока идет о поставке в Китай 2 млн. т зерновой, после чего призвал трейдеров подавать в министерство заявки, кто из них какой объем готов освоить.

Хотя совещание должно было добавить в вопрос ясности, но получилось, что тумана в него напустили еще больше. Ведь получается, если верить Минагрополитики, что Китай в нынешнем сезоне целиком доверил Украине обеспечить его потребность в импортной кукурузе. Вряд ли бы Пекин отказался диверсифицировать свои кукурузные закупки, если только наши чиновники не пообещали китайским коллегам настолько привлекательные цены, что они не смогли от них отказаться.

Сегодня практически все участники рынка сходятся во мнении, что закупка Китаем такого объема украинской кукурузы возможна лишь в случае, если цена на зерно будет существенно ниже той, которая сложилась на мировом рынке. При этом спрос на культуру в мире довольно высокий, и трейдеры не видят никакого смысла торговать зерном себе в убыток, пусть и даже ради многомиллиардного китайского кредита.

Кстати, насчет кредита отсутствует какая-либо информация не только о размере и сроках первого транша, но и относительно того, на какие цели он будет потрачен. С другой стороны, Верховная Рада уже проголосовала за то, чтобы освободить закупки по данному кредиту от требований отечественного тендерного законодательства.

В связи с этим, эксперты полагают, что договор «кредит в обмен на кукурузу» более выгоден китайской стороне, а в Украине пользу от него получат лишь «свои люди», приближенные в власти.

Прежде всего, практика предоставления Китаем инвестиционных кредитов, как правило, предполагает, что его средства могут быть потрачены исключительно на приобретение китайских же товаров и услуг. Например, такой же кредит Китай выдал в 2010 г. тогдашнему Минуглепрому, на средства которого предполагалась закупка украинскими госшахтами машин и горного оборудования, произведенных в Китае. Таким образом, Пекин стимулирует экспорт собственной продукции, и это вполне нормально – подобную практику используют многие страны. Судя же по тому, что кредитным средствам украинские парламентарии предоставили «зеленый коридор», освободив их от всяких тендерных условностей, они будут безальтернативно потрачены на китайскую технику, ахрохимию и т.п.

Но, опять же, кто и как будет расплачиваться по кредиту? Очевидно, что коммерческие зернотрейдеры в убыток себе кукурузу в Китай экспортировать не будут. По мнению экспертов, остается ООО «Государственная продовольственная зерновая компания Украины».

«Все пойдет под госкорпорацию: им нужны контракты, капитализация, под них собираются земли, строится инфраструктура, чтобы потом все это успешно приватизировать. Правительство уже напичкало корпорацию белорусским металлолом под видом грузовиков МАЗ, а теперь очередь китайского «металлолома» под видом мини-тракторов, сеялок. Это все нужно чтобы показать динамку развития госкорпорации, а потом ее приватизировать», — так , например, видит «китайский контракт» директор консалтинговой компании ААА Сергей Наливка.

А чтобы обеспечить ГПЗКУ достаточные закупки дешевой кукурузы у украинских аграриев, Минагрополитики тоже велосипед изобретать не нужно. Достаточно, как и в случае с пшеницей, неформально ограничить экспорт, как сельхозпроизводители сами повезут излишки зерна на пункты приема государственного трейдера по его ценам, потому что объективно на внутреннем рынке дороже его продать не удастся.

В то же время, другая часть экспертов отмечает, что государственный трейдер не имеет практического опыта в вывозе таких больших объемов зерна на экспорт, ввиду чего весь проект по привлечению китайского кредита может закончиться, толком и не начавшись.

«У нас ранее объявлялись и поставки 4 млн. т зерна в Саудовскую Аравию, и выделение 100 тыс. гектаров Ливии, другие масштабные агропроекты., Теперь у нас многомиллиардный контракт с Китаем. Реализовать его технически довольно сложно и, не исключено, что это будет просто очередной «бумажный» проект», — считает директор компании «ПроАгро» Николай Верницкий.

Источник: Информационная компания «ПроАгро»

Написать ответ

+